ОЛИМПИАДА РУССКИЙ ЯЗЫК


ДОРОГИЕ РЕБЯТА! 
 НА ЭТОЙ СТРАНИЧКЕ ДЛЯ ВАС  Я ПРИГОТОВИЛА ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ЭТИ ЗАДАНИЯ ВСТРЕЧАЮТСЯ В ОЛИМПИАДАХ.
ПОПРОБУЙТЕ ВЫПОЛНИТЬ ИХ!
ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!!!

4 класс

ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ            4 класс

Фамилия, имя_____________________________________________
Класс_____________________
1.      От прилагательных образуй имена существительные, которые называют людей

          богатый -__________________                хитрый - ____________________

         счастливый -_______________                грубый -_____________________

         крепкий -__________________               весёлый -____________________

2.      Отгадайте и запиши пословицы по двум ключевым словам.
Свет – тьма;
_______________________________________________________________________
Труд – лень.
_______________________________________________________________________
Встречают – провожают.

Погибай – выручай.
_________________________________________________________________________


3.      «Наборщик». Из букв слова «ГОСУДАРСТВО» составьте как можно больше слов                (имена существительные в именительном падеже).______________________________________________________________________________

4.       Отгадай и запиши слово.

          А) корень в слове снежинка  

                       

            приставка в слове подъехали                   
           суффикс в слове лесник                            
           окончание в слове ученики            _________________________________________
Б) приставка в слове посмотрел
                корень в слове дороженька
                суффикс в слове лыжник           ___________________________________________


5.      Определи какой частью речи являются подчеркнутые слова.
          В поля, не кошеных косой, (_____________ )
         Всё утро дождик шёл косой.(____________ )
        Дочь грома капля-егоза,
        Кончая свой высотный путь,
        Летела с круч, закрыв глаза,
        В лицо земли, боясь взглянуть,
        Скользнув с небесного стекла, (___________ )
         В ладонь цветка она стекла. (____________ )
6. В данных рядах найди слова, которые будут лишние и подчеркни их. Рядом напиши обобщённое название этих предметов.
        Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён________________________________
        Молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша_____________________________
        Дождь, снег, град, гололёд, иней_____________________________________
        Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол_________________________
7.     Поставьте существительные в родительном падеже множественного числа
Килограммы-____________________ , апельсины-________________, сапоги-______________,
Помидоры-_______________________, ботинки-___________________.
8.     Запиши 3 имени существительных, которые не изменяются по падежам
_______________________________________________________________________________
      9. Исправь   ошибки.
 Марозныи  узоры.
За  ноч  сильна  пахаладало.   На  стёклах   паевились   узоры.  Кто   наресовал  их?  На   халоднам   стикле   асидают   тёплые   поры. Ночю  ани   зостывают.  На них   нолипают другие  капелки.  Так   вы    растает   чюдесный   ресунак.

10.  Прочитай "заколдованное" слово и вычеркни в нем "лишний" слог.

Сапохар, васуренье, оребрихи, балиранки.
_____________________________________________________________________________________________________

Ответы
1.     (1 балл за каждое слово).
 Богатый - богач,  хитрый- хитрец
Счастливый - счастливец     грубый - грубиян
Крепкий- крепыш                весёлый - весельчак
2.(1 балл за каждую пословицу).
Ученье – свет, а не ученье – тьма.
Труд кормит, а лень – портит.
Встречают по одежке, провожают по уму.
Сам погибай, а товарища выручай.
3. (1 балл за каждое слово).
(год, гусар, град, грот, город, ода, оса, овраг, сода, сор, сорт, сало, сад, сосуд, суд, удар, угар, устав, удав, утро, ус, дар, дог, дот, дрова, дуст, досуг, дорога, ад, ар, авто, род, рот, ров, рог, рост, руда, рота, тур, враг, вода, вор…)
4. (1 балл за каждое слово)  подснежник  подорожник
       5. (1 балл за каждое слово) 
        В поля, не кошеных косой, (сущ.)
         Всё утро дождик шёл косой. (Прил.)
        Дочь грома капля-егоза,
        Кончая свой высотный путь,
        Летела с круч, закрыв глаза,
        В лицо земли, боясь взглянуть,
        Скользнув с небесного стекла,(сущ.)
         В ладонь цветка она стекла.(глаг.)
 6.(1 балл за каждое слово) 
Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён__    имена людей
 Молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша__молочные продукты
  Дождь, снег, град, гололёд, иней__явления природы в зимнее время
  Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол__спортивные игры с мячом
          7. (1 балл за каждое слово) Килограммы- килограммов , апельсины-апельсинов, сапоги-сапог,  помидоры-помидоров, ботинки-ботинок.
         8. (1 балл за каждое слово= 3 балла) Кино, пальто, шоссе, кофе
       9. (1 балл за каждое слово)       Морозные  узоры.
За  ночь сильно  похолодало.   На  стёклах   появились   узоры.  Кто   нарисовал  их?  На   холодном   стекле   оседают   тёплые   пары. Ночью  они   застывают.  На них   налипают другие  капельки.  Так   вырастает   чудесный   рисунок.

        10. (1 балл за каждое слово)
Сахар, варенье, орехи, баранки.

Вариант 2

Олимпиада школьников

Русский язык, 4 класс, задания.

Время выполнения 90 мин.

Максимальное кол-во баллов – 36

 

1. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?
А) палисадник
Б) камыш
В) заслонка
Г) посёлок
Д) укротитель
Ответ: камыш- мышь
2. Запиши слова, обозначающие «комнаты» в разных учреждениях:
В гостинице —
В монастыре —
В поликлинике —
В поезде —
В музее —
Ответ: Гостиница — номер, монастырь — келья, поликлиника — кабинет, поезд — купе, музей — зал.
3. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова.
Я смотрю – в избе мой брат,
У него шинель до пят.
Он с запиской отпускной
К нам пришёл на выходной.
Шурка – слесарь в мастерской.
Он такой степенный,
Представительный такой,
Прямо как военный.
Ответ: Прилагательное, существительное, существительное, существительное
4. Найдите в стихотворении однокоренные слова.

Дождик льёт- кругом вода,
Мокнут столб и провода,
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода.
От бегущих быстрых вод
Задрожал водоотвод.
Протекает небосвод-
На земле водоворот,
А по лужам у ворот
Дети водят хоровод.
Ответ: Вода, вод, водоотвод, водоворот.
  5. «Крылатые слова» – это образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление. Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты.
Ответ:

1.А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь («Квартет»)
2.Когда в товарищах согласья нет,
на лад их дело не пойдет (Лебедь, Щука и Рак)

3. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (Зеркало и Обезьяна)

4. Ты всё пела? Это дело: так,  поди,  же попляши! (Стрекоза и Муравей)


6. Бык, петух, баран, селезень, боров, гусь, индюк, слон, медведь, волк.
А как будут называться эти животные женского рода? Запиши.

Ответ: корова, курица, овца, утка, свинья, гусыня, индюшка, слониха, медведица, волчиха.







1.Разгадай  и запиши предложения:
И аз йокрог, и доп йокрог,
доП йозёреб, и доп йоклё,
имадовороХ и в дяр
В хапялш ыцдолом тяотс.

Ответ : «зеркальная» запись слов, читай наооборот.

ВАРИАНТ 3
1. Если имя сущ. не изменяется по падежам, это существительное:
·         А) неспрягаемое
·         Б) несклоняемое
·         В) неуправляемое
2. Укажи имя прилагательное:
·         А) дружба
·         Б) дружные
·         В) дружить
·         Г) дружинник
3. Укажите предложение с глаголом 2 лица единственного числа:
·         А) В наш дом приходят гости.
·         Б) А вы делаете зарядку?
·         В) Ветер, ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
4. Укажите, какие из данных слов являются именами существительными?
·         А) завтра
·         Б) побег
·         В) фамилия
·         Г) больше
5. Как изменяются имена прилагательные?
·         А) По числам и лицам
·         Б) По родам и временам
·         В) По родам, числам и падежам
6. Укажи существительное, которое отвечает на вопрос кто?
·         А) тюльпан
·         Б) яблоня
·         В) стрекоза
7. Сколько слов может быть в предложении?
·         А) не меньше двух слов
·         Б) только одно
·         В) слов может не быть вообще
·         Г) одно или несколько
8. В каком ряду род имен существительных определен неверно?
·         А) борщ, чиж - м.р.
·         Б) молоко, гнездо - ср.р.
·         В) врач, плач - ср.р.
·         Г) дрожь, мышь - ж.р.
9. В каком предложении глагол употреблен в будущем времени?
·         А) Вылетела на солнышко первая бабочка.
·         Б) По вечерам у костров звучат песни.
·         В) Мы будем строить новый дом.
10. Изменение имен существительных по падежам называется -
·         А) Склонение
·         Б) Спряжение
·         В) Стяжение
11. Выбери строку ,где записаны только глаголы:
·         А) смех, весёлый
·         Б) шагать, шустрый
·         В) играет, плавает
·         Г) бегут, чтение
12. Укажи, в какой строчке все имена существительные 1-го склонения.
·         А) весна, песня, мужчина
·         Б) лиса, окно, грач
·         В) метель, сирень, глазурь
13. Глагол отвечает на вопросы:
·         А) какой? какая? какое?
·         Б) кто? что?
·         В) что делать? что сделать? что делают? что сделают?
·         Г) кого? чего?
14. Укажи существительное, которое отвечает на вопрос что?
·         А) ромашка
·         Б) соловей
·         В) муравей
15. Определи падеж прилагательного в словосочетании: в синем небе
·         А) В.п
·         Б) П.п.
·         В) Т.п
·         Г) Р.п.
16. Отметь, в каком слове окончание имени существительного является орфограммой.
·         А) по земле
·         Б) по дороге
·         В) на коне
17. Определи, сколько  простых предложений.

Полосы света на речке лежат, в золоте тучки за лесом горят. (И.Никитин)
Доктор ходит по палате от кровати до кровати. (А. Кардашева)
Сколько алых ягод у лесной рябинки!
Выросли волнушки прямо у тропинки. (Е.Трутнева)
·         А) 2
·         Б) 3
·         В) 4
·         Г) 5
18. Выбери правильное высказывание.
·         А) Имена прилагательные имеют три склонения.
·         Б) Имена прилагательные не изменяются по родам.
·         В) Имена прилагательные не изменяются по падежам.
·         Г) Имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.
19. Укажи существительное, которое отвечает на вопрос кто?
·         А) василёк
·         Б) берёза
·         В) комар
20. Укажи, какое окончание может быть у имён существительных 1-го склонения в родительном падеже.
·         А) - е
·         Б) - и
·         В) - я

Международная олимпиада по русскому языку (4 класс) - ответы

Номер задания
Правильный ответ
1
Б
2
Б
3
В
4
БВ
5
В
6
В
7
Г
8
В
9
В
10
А
11
В
12
А
13
В
14
А
15
Б
16
Б
17
Б
18
Г
19
В
20
Б


ВАРИАНТ 4

1. Укажи существительное, которое отвечает на вопрос что?
·         А) воробей
·         Б) колокольчик
·         В) стрекоза
2. Выбери название части речи:
·         А) глагол
·         Б) приставка
·         В) морфология
3. Отметь вариант, в котором есть прилагательное мужского рода.
·         А) красные шары
·         Б) широкое поле
·         В) колючий шиповник
·         Г) желтая роза
4. Укажи группу слов, в которых пропущена буква О:
·         А) п…лянка, к…нюшня, к…чаюсь
·         Б) скв…рцы, н…чевать, д…лина
·         В) ст…ловая, д…леко, кр…льчата
5. Выбери имя прилагательное:
·         А) ненастный
·         Б) объявить
·         В) ребята
6. Укажи существительное, которое отвечает на вопрос кто?
·         А) комар
·         Б) василёк
·         В) берёза
·         Г) страна
7. В какой строке записаны только имена существительные?
·         А) смелость, храбрый
·         Б) бегун, ветер
·         В) повязка, повязать
8. Выбери строку ,где записаны только глаголы:
·         А) смех, весёлый
·         Б) шагать, шустрый
·         В) играет, плавает
·         Г) бегут, чтение
9. Укажи вариант, в котором все слова являются прилагательными.
·         А) лосей, серый, весенний
·         Б) быстрая, беговая, смешной
·         В) заводской, кислота, серебром
·         Г) тепло, цветов, болеет
10. С каким глаголом не пишется слитно?
·         А) (не)пишет
·         Б) (не)навидит
·         В) (не)спорит
·         Г) (не)возражает
11. Укажи, какое окончание может быть у имён существительных 1-го склонения в родительном падеже.
·         А) - е
·         Б) - и
·         В) - я
12. Сколько предложений в тексте?
Ночью разгулялась пурга дед Семён слушал вой тайги и вздыхал снег с силой бил в стекло около избушки появился сугроб пурга стихла утром старик отправился на пруд воздух был чист и свеж
·         А) 5
·         Б) 6
·         В) 7
·         Г) 8
13. Найди предложение с однородными сказуемыми.
·         А) Из далёких стран съехались короли и королевы.
·         Б) Полилась с неба, зазвенела над землёй песня жаворонка.
·         В) Маленький Алёша ловил в лесу снегирей, щеглов, пичужек.
·         Г) Лес весь украшен в жёлтые, красные, золотистые краски осени.
14. Укажи группу слов, которые относятся ко 3-му склонению:
·         А) тетрадь, новость, осень
·         Б) смелость, конь, вещь
·         В) сеть, мышь, уголь
15. Изменение имен существительных по падежам называется -
·         А) Склонение
·         Б) Спряжение
·         В) Стяжение
16. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает:
·         А) предмет
·         Б) признак предмета
·         В) действие предмета
17. Укажи слово, в котором нужно писать мягкий знак:
·         А) луч...
·         Б) ключ...
·         В) камыш...
·         Г) брош...
18. Найди словосочетание, в котором допущена ошибка.
·         А) на тонкой паутинке
·         Б) синие море
·         В) по мокрому стеклу
·         Г) к дальней станции
19. Простое предложение – это:
·         А) предложение, в котором есть законченная мысль
·         Б) предложение, в котором есть только одна грамматическая основа
·         В) предложение, в котором есть второстепенные члены предложения
·         Г) предложение, в котором несколько грамматических основ
20. Укажи слово, которое относится к первому склонению:
·         А) степь
·         Б) копьё
·         В) дыня
·         Г) стол

Районная олимпиада по русскому языку (4 класс) - ответы

Номер задания
Правильный ответ
1
Б
2
А
3
В
4
Б
5
А
6
А
7
Б
8
В
9
Б
10
Б
11
Б
12
В
13
Б
14
А
15
А
16
А
17
Г
18
Б
19
Б
20
В

ВАРИАНТ 5

1.Исправьте ошибки в словах: вогзал, впиреди, могазин, тилефон, сдесь, килограм, пшиница, асина, тран вай, интиресный.
(10 баллов)
2. Расставьте ударение в словах: звонит, цемент, газопровод, каталог, заняла, шарфы, щавель, хозяева, баловать, дремота.
(10 баллов)
3.Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков
1) спальня
4) стулья
2) скальпель
5) мыться
3) штамповать
6) фильм
(5 баллов)
4. Подчеркните слова, состав которых соответствует схеме:
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/600021/img1.gif
1) вылеты
4) походы
2) осмотр
5) пригород
3) списки
6) безголосый
(3 балла)
5. Подчеркните слова, которые нельзя переносить
1) трость
4) утёс
2) пояс
5) грызть
3) осень
6) сельдь
(5 баллов)
6.Определите род существительных: туфля, повидло, тюль, шампунь, мозоль, толь, кофе, шоссе, кенгуру, такси.
(10 баллов)
7. Определите падеж выделенных слов.
Все знают хитрую лису. Во многих сказках рассказывается о лисе. Вот лиса угощает журавля. А вот она едет на волке без хвоста. Волк поверил лисе и отпустил хвост в прорубь. Хвост и примёрз. (9 баллов)
8. Укажите части речи над каждым словом. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.
  • За рекой находится село.
  • Солнце село за горизонт.
(12 баллов)
9. Запишите слова в форме родительного падежа множественного числа.
яблоко-_____________
ботинок-____________
стекло-_____________
кольцо-_____________
носок-______________
помидор-______________
апельсин-_____________
грамм-________________
полотенце-____________
облако-_______________
(10 баллов)
10. Объясните фразеологический оборот:
У него ветер в голове________________________________________________
Как ветром сдуло___________________________________________________
Бросать слова на ветер_______________________________________________
Искать ветра в поле_________________________________________________
(4 балла)
11. Подчеркните лишнюю пару слов.
глубокий - мелкий
громкий - сильный
робкий - смелый
широкий - узкий
говорить - молчать
(1 балл)
12. Запишите пословицы, в которых встречается слово "два".
(за каждую - 1 балл)
13. Найдите "третье лишнее".
1) Гореть, угорать, гора.
2) Горе, нагорный, горевать.
3) Пот, потолок, потливый.
4) Море, морщины, морской.
5) Боль, большой, больница.
6) Вода, водить, водник.
(6 баллов)
14. Соедините части пословиц.
На словах и так и сяк...
покажи делом
На словах города берёт...
да скупа на дела
Не храбрись словом...
а на деле ни шагу вперёд
Щедра на слова...
а на деле никак.
(4 балла)
15. Расшифруйте слова. Запишите полученные слова.
РАВЗДСТВУЙТЕ
РЕСИНТЕНЫЙ
ЛЮСТРАК
НИКАЗЕМЛЯ
АНИТРАК
ИНЕРЖЕН
КАРФЕЛЬТО
(7 баллов)
__________________________________

ВАРИАНТ 4
Олимпиада по русскому языку. 4 класс.
Школьный тур.

1. (1 балл) Найди в стихотворении существительное, имеющее только форму единственного числа.
На сосне и на березе – бахрома:
Белой пряжей их запутала зима.
И оставила распутывать весне
Эту пряжу на березе и сосне.

2. (1 балл) Разгадай метаграмму:
Со звуком [С] я не вкусна,
Но в пищу каждому нужна.
С [М] – берегись меня, не то
Я съем и платье и пальто.

3. (2 балла) Разбери слово дали по составу, если оно является
    а) существительным __________________________
    б) глаголом __________________________________

4. (2 балла) Выбери среди данных имен существительных  слова с суффиксом –ок:
замок, теремок, лесок, песок, венок, мирок, курок, листок, приток.

5. (3 балла) Замени словосочетания наречиями.
Перегоняя  друг друга - ______________________________
На пустой желудок - _________________________________
С давних пор - ______________________________________
Каждую минуту - ____________________________________
На две равные части - ________________________________

6. (3 балла) Поставь в словах ударение:

Крапива, щавель, торты, звонит, баловать, красивее.

7. (4 балла) Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:
чулки - _____________________    хозяева - __________________________
туфли - _____________________   санатории - ________________________
носки - _____________________    помидоры - ________________________
килограммы - _________________   каникулы - _______________________
ботинки - _____________________  домишки - ________________________

8. (5 баллов) Выпиши из данных словосочетаний фразеологизмы- синонимы:
Хлопать ушами.
Водить за нос.
Ловить ворон.
Мчится сломя голову.
Как сельди в бочке.
Делать из рук вон плохо.
Летит стрелой.
Как огурцы в банке.

9.     (По кол-ву слов) Назови глаголы, которые не употребляются без возвратного суффикса  - ся.


ВАРИАНТ 6
 Олимпиадные задания
по русскому языку для 4-х классов
1. Выберите слова, в которых нет звука [ й ] :
- вьются
- иней
- сеялка
- лететь
- терплю
2. Выберите «четвертое лишнее» и объясни свой выбор:
- ланиты
- глаза
- уста
- чело
3. Отредактируйте предложения:
а) Он подробно рассказал нам свою биографию.
б) Художник написал свой автопортрет.
4. Угадайте слово:
Первое – нота, второе – игра, целое встретишь у столяра.
5. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова:
а) На то и печь, чтобы в ней хлеб печь.
б) Снежное покрывало все поле покрывало.
в) Стою на нашем берегу, покой границы берегу.
6. Поставьте ударение в словах:
- документ - мельком
- звонит - цемент
- изобретение - партер
- положил - повторить
- алфавит - средства
7. Разделите выражения на три группы в зависимости от их значения:
- Засучив рукава.
- Не успел глазом моргнуть.
- До седьмого пота.
- Яблоку негде упасть.
- Не жалея сил.
- Как сельдей в бочке.
- Не успел оглянуться.
- Повернуться негде.
- В одно мгновение.
8. Подберите прилагательные к данным существительным:
… какаду
… шоссе
… шампунь
… тюль
9. Выберите существительных, у которых нет формы единственного числа:
- жалюзи - столы
- усы - фонари
- кудри - ножницы
- шорты - каникулы
- туфли - очи
10. Переставьте буквы в именах и фамилиях людей так, чтобы получить слова, обозначающие профессии:
- Сидор Зельбут
- Захар Ометин
- Марк Репиха
- Фаина Котиц


Ответы
к олимпиадным заданиям по русскому языку
в 4-х классах
1. Нет звука [ й ] в следующих словах:
- лететь
- терплю
2. «Четвертое лишнее»:
- глаза
Ланиты – щеки, уста – губы, чело – лоб (устаревшие слова).
3. Он подробно рассказал нам биографию.
Художник написал автопортрет.
4. Слово «долото».
5. На то и печь (сущ.), чтобы в ней хлеб печь (глагол).
Снежное покрывало (сущ.) все поле покрывало (глагол).
Стою на нашем берегу (сущ.), покой границы берегу (глагол).
6. Докуме́нт, звони́т, изобрете́ние, положи́л, алфави́т, ме́льком,
цеме́́нт, парте́р, повтори́ть, сре́дства.
7. Первая группа (быстро): не успел глазом моргнуть, не успел оглянуться, в одно мгновение. Вторая группа (работать старательно): засучив рукава, до седьмого пота, не жалея сил. Третья группа (тесно): яблоку негде упасть, как сельдей в бочке, повернуться негде.
8. Например:
- разговорчивый какаду (муж.род)
- широкое шоссе (сред.род)
- яичный шампунь (муж.род)
- прозрачный тюль (муж.род)
9. Существительные, у которых нет формы единственного числа:
- жалюзи
- кудри
- шорты
- ножницы
- каникулы
10. Сидор Зельбут (бульдозерист)
Захар Ометин (механизатор)
Марк Репиха (парикмахер)
Фаина Котиц (официант)

ВАРИАНТ 7
1. Конкурс «Переставьте буквы».
ЛОЖА УКОР
ПИОН МАЗОК
ЧИСЛА ОБРАЗ

2. Спиши, укажи части речи.
а) Бабка Дарья холст чернила,
Внучка пролила чернила.
б) Снежное покрывало всё поле покрывало.

3. Игра «Соберите слово».
Найти пару, чтобы из этих слов получилось одно слово.
СЛЕД СОЛЬ
ЗАЛ ОПЫТ
ГАЗ ЕЛЬ
ФА РОТ
ГРАД ЕЖИ
ШТУКА ТУР
БАНК КОН
БУЙ УС
БАЛ ВОЛ

4. Справа – налево.
- Запишите, какие получаются слова, если прочесть их справа налево, учитывая звуки, а не буквы.
ЛОГ, ЛЮК, ПАРК.

5. Напиши существительные в именительном падеже множественного числа, поставь над словами ударение.
Средство, шофер, цыган, торт, трактор, инженер.


6. Разбери по составу выделенные слова.
Мяч попал в окно и стекло треснуло.
От жары мороженое растаяло и стекло из моих рук на асфальт.

8. Определи, сколько раз встречается звук [ц] в предложении.
Наша ученица Наташа Куницына собирается отправиться в Братск.

8. Ребус



9. Поставить в единственное число:
очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.
10. Запиши слова в родительном падеже множественного числа.
ГРАММ, ПОМИДОР, НОСОК, АПЕЛЬСИН.
11. Запиши множественное число имён существительных.
Стул – __________________
Ухо – __________________
Чудо – __________________  
 
Ребенок – __________________
Человек – __________________
Телёнок – __________________

2 тур
1. «Грамматическая арифметика».
КАБАН – АН + ЛУК =
КОРЬ – Ь + ИДОЛ – Л + Р =
КВА + РАК – АК + ТИРА =
КОТ + ЕЛКА – КА =
КЕДО – ДО + РОСИНКА =
КАР + ТО + ФЕЛЬДШЕР – ДШЕР =
КАР + горное село =

2. Определи род.

Радио, шампунь, тюль, кенгуру, кофе, какао, пальто, рояль, очередь.

3. Игра «Соедините».
Каждому фразеологизму в левой колонке найти противоположное в правой колонке.
держать ухо востро воды в рот набрать
сидеть сложа руки ворон считать
от рук отбиться в руки взять
во всю ивановскую (кричать) своим горбом жить
на чужой шее (сидеть) не покладая рук
4. В каких словах количество букв и звуков совпадает?
Маяк, объем, грустный, юг, поют, окрестные, якорь, рассказ.


5. Анаграммы.
Расшифруйте слова, найдите лишнее слово.
НЫСТАЧИ, ЛОДЕВОЙ, МУЧЕЗАННЫЙ, ГОРАЗВОР.


6. Найди слова с приставками.
ПРИНЕСТИ, КАТАТЬ, СПРЯТАТЬ, ВЕЗТИ, ПЕЧЬ, РАСТИТЬ, РАССМЕЯТЬСЯ, НАУЧИТЬ, ОТБЕЖАТЬ, СКОЛЬЗКИЙ.

7. Замени устойчивое выражение близким по значению словом.
ПРИКУСИТЬ ЯЗЫК
КАК СНЕГ НА ГОЛОВУ
МОЗОЛИТЬ ГЛАЗА

8. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?
палисадник; камыш; заслонка; посёлок; укротитель.


9. Ребус. Что не растет на грядке?
10. Заменить одну согласную так, чтобы получилось другое слово.
ФАРА, ИГРА, ХАТА, КОЧКА, ЛЕВ, РОЩА, КРЫСА, ЧАЙКА.
№11. Отгадайте и запишите слово, в котором
Корень из слова СНЕЖИНКА
Приставка из слова ПОДЪЕХАЛ
Суффиксы из слова ЛЕСНИК
Окончание из слова УЧЕНИКИ

3 тур
1.    Допиши в каждом ряду четвертое слово, которое относилось бы к третьему так, как второе к первому.
·         Река – рыба, небо - …
·         Заяц – морковь, обезьяна - …
·         Черный – белый, летний - …
·         Ветеринар – животное, врач - …
·         Земляника – ягода, свекла - …
·         Большой – маленький, твердый - …
·         Унылый – грустный, страшный - …
1.    Поставь ударение.
·         Алфавит, щавель, звонит, свекла, километр.
1.    Исправь ошибки.
·         Водитель попросил оплатить за проезд.
·         Я хочу рассказать за новую книгу.
1.    Соедини части пословиц.
На словах и так и сяк… покажи делом.
На словах города берет… да скупа на дела.
Не храбрись, словом,… а на деле ни шагу вперед.
Щедра на слова,… а на деле никак.
1.    Запиши слово.
[й’oш]
[й’ул’a]
[сй’эл]
1.    Запиши транскрипцию.
Ели
Медведь
Вьюга



















3 тур
1.    Допиши в каждом ряду четвертое слово, которое относилось бы к третьему так, как второе к первому.
·         Река – рыба, небо - …
·         Заяц – морковь, обезьяна - …
·         Черный – белый, летний - …
·         Ветеринар – животное, врач - …
·         Земляника – ягода, свекла - …
·         Большой – маленький, твердый - …
·         Унылый – грустный, страшный - …
1.    Поставь ударение.
·         Алфавит, щавель, звонит, свекла, километр.
1.    Исправь ошибки.
·         Водитель попросил оплатить за проезд.
·         Я хочу рассказать за новую книгу.
1.    Соедини части пословиц.
На словах и так и сяк… покажи делом.
На словах города берет… да скупа на дела.
Не храбрись, словом,… а на деле ни шагу вперед.
Щедра на слова,… а на деле никак.
1.    Запиши слово.
[й’oш]
[й’ул’a]
[сй’эл]
1.    Запиши транскрипцию.
Ели
Медведь
Вьюга









Нетрадиционные задания  по русскому языку 
для учащихся 3-х классов
Вариант №1 (частично с ответами)
1. Отгадай пословицу по двум словам и запиши:
Отмерь - отрежь.
Хлеб — голова.
Ответ: Семь раз отмерь - один раз отрежь. Хлеб всему голова.

2. Запиши как можно больше слов, в которых есть слово «ель».
Ответ: ельник, капель, карамель, щель, мель и т. д.

3. Подбери к данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.
Рукой подать —
Выйти из себя —
Повесить нос —

4. Подбери по одному слову к схеме:
5 6, 5 зв. _________
5 6, 4 зв. _________
4 6, 5 зв. __________

5. Поставь ударение в словах:
нулевое решение; воздушная петля; украинская песня; золочёные ложки; кухонный нож; сладкие торты.

6. Исправь ошибки в тексте:
Хорошо поседеть осенем или зимним вечиром на мяхком деване. Приятна взять в руки полестать любимую книгу. На первой страницы текст скаски о залатой рыпки.

7. Зачеркни неверные модели слов:

Учительница, тундристая местность, учувствовать, трусиха, поросиха, художник-зверист, купчиха, впоймала, телятница.

Вариант №2 (частично с ответами)


1. Определи, какие слова в каждой четверке «родственники», а «неродственников» (лишние слова) «высели из гнезда»:
— маленький, малявка, маляр, малыш;
— гроза, грозный, гроздь, грозовой;
— конница, конник, подоконник, конюшня;
— лень, лентяй, лента, ленивец.

2. Замени выражение одним глаголом:
Зарубить на носу — ..........
Чесать языки —  …………
Ответ: запомнить, болтать.

3. Из букв слова «ВТОРОКЛАССНИК» составь 10 существительных.
Ответ: класс, корона, волк, сон, кино, трон, нос, ток, кот, клон, торс, трос, скот, сок и т. д.

4. Вставь слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: КЕС(...)ЕТ.
Ответ: СОН.

5. Вставь слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: АМ(...)АН.
Ответ: БАР.

5. Вставь пропущенное слово:
ПАРУС (САЖА) САРЖА
АНОНС(...)ОГРЕХ
Ответ: СНЕГ (первая буква пропущенного слова — это последняя буква предшествующего слова; вторая буква пропущенного слова — это вторая буква предшествующего слова; третья буква пропущенного слова — это четвертая буква последующего слова; четвертая буква пропущенного слова — это вторая буква последующего слова).

7. Реши анаграммы и исключи лишнее слово:
САИВЛ; РЕОХ; ШПАУК; ШРАУГ.
Ответ: ПУШКА (все остальные слова означают плоды — слива, орех, груша).

8. Вставь слово, которое обозначало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок:
ЛЕС (...) ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ
Ответ: БОР.

Вариант №3 (частично с ответами)

1. Подбери синонимы к прилагательным:
Тихая езда — ...; тихая ночь — ...; тихий голос — ...; верный друг — ...; верный ответ — ...; крепкая веревка — ...; крепкий чай — ...; крепкий организм — ....

2. Подбери слова, противоположные по смыслу:
Работать —
Весёлый —
Ответ: бездельничать, грустный.

3. В каждом ряду подчеркни слово, которое относится к другой части речи:
Берег, огород, обед, красивый.
Быстрый, медленный, проворный, скорый, город.
Ответ: красивый, город.

4. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
Вьетнамская: Неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.
Финская: Тот не заблудится, кто спрашивает.

5. Замени устойчивые сочетания слов одним словом.
Кот наплакал — ...;
Бить баклуши — ...;
Спустя рукава — …;
Зарубить на носу — ... .

6. Объясни данные фразеологизмы:
В час по чайной ложке. (Очень медленно и помалу).
С гулькин (с воробьиный) нос. (Очень мало).
Куры не клюют. (Очень много, в избытке).
Как курица лапой. (Неразборчивый почерк).
Курам на смех. (Глупо, бессмысленно).

7. Какие слова так произносятся?
[ ГРУ С' Т' ]; [ Л' Э С' Т' ]

8. Составь слово, если в нем: корень - из слова «моряк»; приставка — из слова «прилететь»; суффикс — из слова «русский»; окончание — из слова «зимний».
Вариант №4 (частично с ответами)

1. Объясни значение слова АХИНЕЯ. (Слово «ахинея» в русском литературном языке значит: «вздор, чепуха, чушь, нелепость, бессмыслица, глупости» (см. Словарь Даля, 1903, 1, с. 78). Часто употребляется в «застывших фразах»: нести ахинею, городить ахинею, пороть ахинею, молоть ахинею, плести ахинею).

2. Расставь ударение в словах: свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи.

3. Какие слова можно отнести к разным частям речи? Рой, мой, закрой, простой, печь.
Составь с ними такие словосочетания, чтобы можно было определить, какими частями речи они являются.

4. Определи части речи:
Желомная бечь грузло обдисляля хрожную деланавку.
«Переведи» это предложение на русский язык.

5. Разбери слова по составу: свечка, печка, белочка, дамочка, шапочка.

6.Какие из данных слов являются сложными? Выпиши эти слова, выдели корни: снеговик, землекоп, земляника, островок, парник, теплоход, теплота.

7. У каких существительных нет формы единственного числа?
Жалюзи, усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы.

8. Подбери прилагательные к данным существительным:
.... какаду; ... шимпанзе; ... шампунь; ...тюль.
Вариант №5 (без ответов)

1. Определи, какие слова в каждой четверке «родственники», а «неродственников» (лишние слова) «высели из гнезда»:
— маленький, малявка, маляр, малыш;
— гроза, грозный, гроздь, грозовой;
— конница, конник, подоконник, конюшня;
— лень, лентяй, лента, ленивец.

2. Саня написал на доске прописью: «Сто сорок и сто сорок будет двести сорок». Допустил ли он ошибку в вычислении?

3. Исключи лишнее слово:
— акула, азбука, актриса, армия, аптека;
— малина, щука, окунь, кит;
— малина, земляника, смородина, яблоко.

4. Реши анаграмму и зачеркни лишнее слово: дмеьдве, нолье, акшко, оиасн.

5. Какими частями речи могут быть следующие слова: ели, соли.
Составь все возможные словосочетания, укажи, какой частью речи являются эти слова в словосочетании.

6. Какая гласная всегда стоит под ударением? Как изменится смысл предложения «Берега заросли», если впереди поставить предлог «у»?

7. Образуй слова, где первой частью будут:
Теле-..., кино-...

8. Из каждого слова каждой строчки возьми по одному слогу (подчеркни его), образуй и запиши новое слово:
Пластинка — картинка — павлин.
Сапоги — парашют — фантазия.
Косари — заморозки — летчик.

Вариант №6 (без ответов)

1. Реши орфографическую задачу, вставляя нужную букву в начале слова. Выдели приставку в слове.
(с,з)дание, (с,з)жать, (с,з)давать, (с,з)делать, (с,з)десь, (с,з)беречь, (с,з)гиб, (с,з)говориться, (с,з)дешний, (с,здравствуй, не видно ни (з,с)ги, (с,з)бить.

2. Напиши выражение «сухая трава» четырьмя буквами.
Ответ: сено.

3. Из какого произведения эти строки? Кто автор?
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе — на земле
Жил старик в одном селе.
Ответ: Ершов П.П. «Конёк-горбунок».

4. Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков:
Группа, линия, судьба, съёжился, ясень, рябина.
Ответ: группа, судьба.

5. Найди в тексте ошибки, исправь их.
Молодой месец ниска весел над лесам. Нежный его свет блистел в дождливых тучях. Пахло мокрай травой. В парке куковала запаздалая кукушка.
Ответ: Молодой месЯц ниЗкО вИсел над лесОм. Нежный его свет блЕстел в дождливых тучАх. Пахло мокрОй травой. В парке куковала запОздалая кукушка.

6. Впиши прилагательные по смыслу:
Выпить ... кофе. Повесить ... тюль. Въехать в ... тоннель. Увидеть ... фламинго. Натереть ... мозоль.

7. Поставь слова во множественном числе.
Трактор — ..., директор — ..., тюль — ..., шофёр — ..., фламинго — ..., инженер — ..., мандарин — ..., апельсин — ....

8. Запиши 10 существительных, употребляемых только во множественном числе.

Вариант №7 (без ответов)
1. Поставь в словах ударение:
Столяр, ремень, форзац, танцовщица, звонит, портфель, свекла, квартал.
2. Подчеркни слова, в которых количество букв и звуков совпадает.
Ель, юла, сеешь, поют, соловьём.
3. Составь словосочетания «прилагательное + существительное» со словами: ... тюль, ... мозоль, .... шампунь, ... туннель.
4. Напиши слова (по возможности) с орфограммами, начиная с одной и той же буквы, постепенно увеличивая слово на одну букву.

5. Вставь пропущенные буквы и раскрой скобки: С…дит рыб...лов (на) б...р...гу неторопливой речк.... Жарко. Даже вод...мерки (не) бегают (по) водной глад.... Т...шина.


Комментариев нет:

Отправить комментарий