Районная олимпиада по окружающему миру
№1
Выбери из предложенных вариантов ответов один правильный.
Обведи его кружком.
Летучие
мыши вылетают ночью, как и совы, ловить комаров, жуков, бабочек. Благодаря
какому органу чувств они узнают о преградах на их пути и о появлении добычи?
а) зрение б) слух в) обоняние г) осязание
Какой
из перечисленных органов не имеют папоротники?
а) корень
в) листья б)
стебель г) плоды.
Самая
большая планета Солнечной системы?
а) Юпитер
б) Сатурн в) Уран г) Земля
Море,
расположенное на северо-востоке
Российской Федерации это:
а) Берингово б) Балтийское в) Карское г) Баренцево
Вещество,
повышающее плодородие почвы это:
а) песок
б) глина в) перегной г) торф
№2
Что такое вода? Продолжи предложение «Вода – это...»
а) вещество, которое может одновременно находиться в твердом, жидком и
газообразном состоянии.
б) смесь газов, пара и пыли.
в) река, озеро, море, океан.
г) любое вещество в природе.
№3 Подчеркни одной чертой название тел, а двумя чертами – названия
веществ.
Подкова, стакан, сахар, медь,
крахмал, капля воды, кусок сахара, сосулька, вода, воздух, пузырёк воздуха в
воде, медная проволока.
№4 Найди лишнее в каждой строке и подчеркни.
а) лягушка, еж,
гадюка, хамелеон, уж.
б) лист, почва,
стебель, плод, корень.
в) гнездо, нора,
курятник, берлога, муравейник.
г) снегирь,
соловей, лебедь, дрозд, ласточка.
д) гранит,
каменный уголь, полиэтилен, торф, природный газ.
№5
Вставь пропущенное слово.
Наука, изучающая
взаимодействие организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой, а
также правила отношений человека и природы называется ______________________
№6 Укажи стрелкой, что к чему
приводит.
Выловили всех раков
|
вода в водоёме стала мутной
|
Выловили все ракушки
(двустворчатых моллюсков)
|
в водоеме стало много больных рыб
|
Зимой рыбаки наделали дырок во
льду
|
начинается образование болота
|
Все озеро заросло камышами,
стрелолистом и различными
водорослями
|
в воду поступает кислород для
дыхания рыб
|
№7 Установи (в числовом порядке) правильную
последовательность
движения воды в природе.
В воздухе вода превращается в
туманное облако.
|
|
Воздух остывает, и вода выпадает
вниз осадками.
|
|
Нагретый воздух поднимает воду
вверх.
|
|
Движение воздуха переносит
туманное облако на дальние расстояния
|
№8 Обозначьте
цифрами последовательность стадий развития растений
Семя
|
|
Взрослое растение с
плодами и семенами
|
|
Проросток-корешок
|
|
Взрослое растение с
цветками
|
|
Зелёный росток со стеблем
и парой листьев
|
№9
Обведи номер правильного ответа.
Заповедники
– это …
1) участки
земли, где выращивают редкие растения со всего мира;
2) участки
земли, где всякая природа неприкосновенна;
3) участки
земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых.
№10 Зачеркни лишнее.
Глина, каменный уголь, природный газ,
свёкла, нефть, дождевые черви, поваренная соль, известняк, старинные монеты,
торф – всё это полезные ископаемые.
№ 11 Какая часть света состоит из двух материков.
а) Антарктида б) Евразия в) Африка г) Америка
№12 Определи неправильно указанные признаки весны и осени.
весной
|
осенью
|
||
1
|
Температура воздуха
|
повышается
|
понижается
|
2
|
Птицы
|
улетают
|
прилетают
|
3
|
Листья
|
распускаются
|
облетают
|
4
|
Снег
|
тает
|
ложится
|
№ 13 Определи правильно составленную цепь питания:
а) семена – мышь – гадюка - аист
б) семена – гадюка – мышь - аист
в) аист – гадюка – мышь - семена
г) семена – аист – гадюка – мышь
№14 Прочитай текст. Определи, о какой исторической личности идёт речь в
тексте.
«Многовековая мечта людей о полёте к звёздам сбылась. Солнечным утром
мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым
космонавтом Земли на борту. С орбиты он докладывал:
- Полёт проходит нормально. Вижу горизонт Земли. Такой красивый ореол!
Голос из космоса звучал спокойно и уверенно».
1. Галилео Галилей
2. Гайдар Аркадий ПетровичВопросы к викторине:
О грибах:
1. Сейчас я вам покажу и назову несколько грибов, мне
кажется что все они съедобные. Права ли я? (Ответ: Рыжик, опёнок, маслёнок,
желчный (ядовитый гриб!)
2. Кто лечится мухоморами? (Ответ: Лось.)
3. какой гриб использовали врачи во время Великой
Отечественной войны в медицине? (Ответ: Трутовик. Он заменял вату.)
4. Какие птицы едят грибы? (Ответ: Глухари.)
5.Какие грибы появляются первыми? (Ответ: сморчки.)
6. Может ли гриб съесть дом? (Ответ: Да. Это домовый гриб,
который разрушает древесину.)
О птицах:
О рыбах:
О зверях:
«Хвостатая» викторина
Задание – отгадайте животное по описанию
его хвоста.
Блиц-турнир
Мини-викторина
о лесе
Кроссворд:
На реке плотину строят. (Бобры).
Шевелит хвостом,
В щели глядится.
Вылезти боится. (Мышь).
Всего боится,
Половит мух.
И в воду плюх… (Лягушка).
для выпускных классов начальной школы
20. . ..- 20… учебный год
Ученик(ца) 4__
класса МОУ СОШ № _________________________________
__________________________________________________________________
Задание 1
Выберите
правильный ответ и обведите кружком соответствующую букву.
1.
Какие грибы появляются ранней весной?
а)
маслята; б)
сыроежки; в)
строчки; г) опята.
2. Какого обитателя водоёмов называют санитаром?
а) бобра;
б) щуку; в)
карася; г) ондатру.
3. Что представляет собой банановое дерево?
а) высокое
дерево; б)
кустарник; в) трава.
4. Днём похожа на тростник,
По ночам ревёт как бык.
а)
сова; б)
выпь; в)
филин; г) кулик.
5. Какая рыба вьёт гнездо?
а)
карп; б)
колюшка; в)
карась; г) камбала.
6.
Когда Земля находится ближе к Солнцу?
а)
летом; б)
зимой; в)
весной; г) осенью.
7.
О каком полезном ископаемом говорят: «греческий огонь», «земляная смола»?
а)
газ; б)
нефть; в) каменный уголь.
8. Какое полезное ископаемое заставляет нас скользить на мокрой
тропинке?
а)
слюда; б)
вода; в) нефть.
9. Является ли стебель частью побега?
а)
да; б)
никогда; в) иногда.
10. Клубень
картофеля – это…
а)
стебель; б)
корень; в) плод.
Задание 2
Решите
экологическую задачу.
1.
У всех птиц самцы красивее, чем самочки. А у плавунчиков самки красавицы, а
самец серый, невзрачный. Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.
Прутья тальника обглоданы с одной стороны, весной они оживут. А кора самого
крупного ствола объедена вкруговую. Эта талина засохнет. Почему заяц «рубит сук
на котором сидит»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.
Иногда стрекозы залетают далеко от водоёма на луг, в лес, где охотятся за
насекомыми. Но даже при обилии корма вдали от водоёма эти животные всегда
возвращаются к воде. Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.
Зайцы и кролики – близкие родственники. Однако их детишки сильно разнятся. Чем
и почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.
Раньше считали, что растение это вооружено длинными и острыми колючками для
того, чтобы отпугивать чертей. Сейчас в чертей никто не верит, а название
закрепилось. Что это за растение, и зачем ему такая «защита»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3
Из трёх
предлагаемых списков выберите один, в котором находятся организмы из
одного сообщества. Назовите это сообщество.
а) Сосна,
келест-сосновик, брусника, кубышка_______________________.
б) Ель,
кедровка, соболь, брусника, сыроежка. _______________________
в) Сосна,
пушица, вех ядовитый, борец, ондатра.______________________
Задание 4
Найдите и
подчеркните ключевое слово среди данных. Вычеркните лишнее слово, которое не
подходит к ключевому.
а) Низменность,
возвышенность, гора, плоскогорье, рельеф.
б) Склон,
возвышенность, подошва, холм, вершина.
в) запад,
горизонт, север, масштаб, юг, восток.
Задание 5
Ответьте на
вопросы.
1. Почему кошки
часто умываются?_________________________________
2. Почему
опавшими осенними листьями не питаются дикие животные (кроме почвенных)?
________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Почему у дуба
кривые ветви?
________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Бывает ли
лето в январе?
Докажите._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6.
Узнайте
лекарственное растение по описанию.
Это высокое
растение с яркими цветами можно увидеть на опушках, полянах, гарях, вырубках. У
него два имени. Одно из них дано растению за то, что из его листьев можно
приготовить напиток.
_______________________________________________________________
Задание 7
Объясните
поговорку «Где щуки нет, там ёрш – хозяин».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8
Подчеркните
названия насекомых.
Бабочка,
ласточка, жужелица, ящерица, стрекоза, тарантул, клоп, клещ, вьюн, скорпион,
вертишейка, улитка, комар, пчела, мухоловка, овсянка, адмирал, круглоголовка,
дубовая хохлатка, верблюдка, боярышница, бронзовка.
Станция “Эрудит”
1.Домашнее насекомое.
2. Птица, ходящая под водой.
3. Кто без крыльев летает?
4. Медовое дерево.
5. Самый чистоплотный
зверёк._______________________________________________________
6. Домик бобра.
7. Кто кукует у кукушки?
8. Какая охота всегда разрешена в лесу?
9. Птица, выводящая зимой птенцов.
10. Какое травянистое растение зацветает первым?
11. Сколько ног у паука?
12. Кто такой сохатый?
13. Дерево – королева тайги.
14. Пернатая кошка.
15. Какую траву любят кошки?
16. В каком месяце бывают “черёмуховые холода”?
17. Какое дерево называют “спичечной королевой”?
18. Песчаный крокодил.
19. У какой рыбы обезьяний хвост?
20. Кто, кроме насекомых, растения опыляет?
Станция “Экологическая”
1.Что в переводе означает слово “экология”? Подчеркни
правильный ответ.
Наука об атмосфере;
Наука о доме;
Наука об окружающем мире;
Наука о здоровье.
2.Что такое “экосистема”? Подчеркни правильный ответ.
Система знаний об экологий;
Система экологических знаний;
Взаимодействие живых организмов между собой и с
окружающей средой;
Взаимодействие живых организмов только друг с другом.
3.Что в экологии называют “невидимыми нитями”? Подчеркни
правильный ответ.
Взаимодействие человека с природой;
Цепи питания;
Параллели и меридианы.
4.Виды утилизации мусора. Выбери самый экологически
чистый способ.
5.Экологические цепи питания. Заполни пропущенные звенья.
(_______)----------(_______)----------ЛИСА
(_______)--------СЛИЗЕНЬ--------(_______)
ТРАВА------------(________)-------(_______)
Злак Крупа
Пшеница
Пшено
Гречиха Перловая
Просо Манная
Овёс Рис
Рис Греча
Задание 1. Найди лишнее в каждой строке и подчеркни:
1) лягушка, еж, гадюка, хамелеон, уж
2) лист, почва, стебель, плод, корень
3) лимонник, ясень, актинидия, виноград
4) снегирь,
соловей, лебедь, дрозд, ласточка
5) гранит, каменный уголь, полиэтилен, торф,
природный газ
6) пихта, лиственница, ель, тис
Задание 2. Отметь, верны ли утверждения: да (+) или
нет (-).
1) Смена времен года происходит потому, что Земля
вращается вокруг своей оси.
2) Иртыш – приток Амура.
3) Природа
может обойтись без человека, а человек без природы – нет.
4) Россия
расположена на материке Евразия. 5) В лесу растут древесные и травянистые
растения. 6) Мхи и лишайники зацветают среди леса. Задание 3.
Задание
4. Назови рыб, в названиях которых есть орудия труда.
Задание 1. Найдите лишнее в каждой строке и
подчеркни – 6 баллов.
1) лягушка, еж, гадюка, хамелеон, уж
2) лист,
почва, стебель, плод, корень
3) лимонник, ясень, актинидия, виноград
4) снегирь, соловей, лебедь, дрозд, ласточка
5) гранит, каменный уголь, полиэтилен, торф,
природный газ
6) пихта, лиственница, ель, тис
2) Иртыш – приток Амура. –
3) Природа может обойтись без человека, а человек
без природы – нет. +
4) Россия
расположена на материке Евразия. +
5) В лесу
растут древесные и травянистые растения. +
6) Мхи и лишайники зацветают среди леса. –
Задание 3.
Где произрастают эти растения? Соедините линией – 8 баллов (1 балл за каждое
верно отнесённое слово).
Луг – тимофеевка, мятлик.
Поле – просо, ячмень, кукуруза. Водоем – рогоз,
ряска.
Лес – вороний глаз.
Задание 4. Назовите рыб, в названиях которых есть
орудия труда – 4 балла (за каждое название рыбы – 1 балл).
Рыба-пила, акула-молот, рыба-игла, меч-рыба. Задание
5. Соберите из букв 7 названий больших рек России (букв можно использовать
несколько раз) - 7 баллов.
Волга, Обь, Енисей, Амур, Нева, Лена, Урал Задание
6. Подчеркни
названия планет – 4 балла. Комета, Земля, Луна, Марс, Космос, Солнце, Венера,
Сириус, Иран, Посейдон, Урания, Меркурий, Вселенная.
|
3. Гагарин Юрий Алексеевич
4. Королев Сергей Павлович
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий