3 класс
ДИКТАНТЫ ДЛЯ 3 КЛАССА
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ЗА 3 КЛАСС
II вариант
Готовимся к диктанту
3 четверть Варианты диктантов и грамматических заданий
1 полугодие
ГОТОВИМСЯ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ ДИКТАНТЫ ДЛЯ 3 КЛАССА
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ЗА 3 КЛАСС
Варианты диктантов и грамматических заданий
В лесной глуши.
Тропинка
привела нас в лесную глушь. На изумрудных полянках играет солнечный луч. От
цветов рябит в глазах. На листочках дрожат капельки росы. Весело поют зяблики.
Радостная песня соловья наполняет все вокруг.
Интересно
поглядеть на зверей. На дорожку выбежал зайчишка. Малыш еще не знает страха.
Около норы играют лисята. Повадки лисят известны. Обнялись, повалились на траву
и катают друг друга. Мать-лисица сторожит детенышей.
(66 слов)
Грамматическое задание.
1. Подчеркни грамматическую основу предложения.
Подпиши части речи
I вариант
Побежали
по тропинкам хлопотливые муравьи.
II вариант
Надулись
на деревьях пахучие почки.
2. Выбери
из группы слов синонимы и запиши их
I вариант
Голубой,
лазурный, бирюзовый, янтарный, небесный
II вариант
Желтый,
лилейный, золотой, янтарный, лимонный.
3.
Разберите слова по составу.
I вариант
лунный
подкормка
сталевар
медвежонок
II вариант
лимонный
заморозки
птицевод
лисенок
Весна
Наступила
весна. Синее небо. Апрельское солнце. Немножко тепла и очень
много света. Раскрылись почки на деревьях. Показались
молоденькие зелёные листочки. Проснулась пчёлка. Она разбудила
своих подруг. Пчёлки вылетели из улья. Вот под кустиком они
увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка.
Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчёлки напились
вкусного сока и весело полетели домой. Здравствуй, весна!
Грамматические
задания
1.
Подчеркните грамматическую основу, указав
части речи
1 вариант
– 5 предложение
2 вариант – 6 предложение
Встреча
с гадюкой
Узкая
тропинка привела нас в лесную глушь. Редко сюда проникал
солнечный луч. Громадные ели и сосны
стояли угрюмо. Они опустили могучие
ветки. Вдруг старый пень зашевелился. Там была
нора гадюки. Мы вышли на лесную
поляну. Радостные песни птиц встретили
нас. Жужжали мохнатые шмели. Появился лесник. Он успокоил
нас. Подъехала машина, и мы отправились домой.
Шипение гадюки звучало в ушах. Гадюки опасны.
Грамматические
задания
1.
Подчеркните грамматическую основу.
Определите части речи.
1 вариант
– в 4 предложении (Они опустили могучие ветки)
1.
Выпишите имена существительные в именительном
падеже, определите род
1 вариант
– из первой части текста
2 вариант
– из второй части текста
Певчие птицы.
Сколько прекрасных мастеров поёт в берёзовой роще, в широком поле!
На все лады звенят жаворонки, дрозды, соловьи.
В весеннем лесу можно услышать певчего дрозда. Ясным голосом
выводит он гимн весне. Русский лес наполняет его звонкая трель.
Жаворонок – ранний певец. Только заиграл на горизонте луч
солнца, в ясной лазури уже звучит радостная песня. Самого певца не видно
в небесной вышине.
Лучший певец русского леса – соловей. Он запевает поздним вечером.
Всю ночь не умолкают чудесные звуки.
(75 слов)
Слова для
справок: звенят
Грамматическое
задание.
1. Найди
в тексте однородные члены предложения и подчеркни их.
2.
Выполни синтаксический разбор предложения. Выпиши словосочетания.
I вариант.
Весной на
опушке леса зацвела душистая черёмуха.
II
вариант.
В мае над
кустом сирени жужжат мохнатые шмели.
3.
Выполни морфологический разбор имени существительного.
I вариант
II вариант
На опушке
-
Над кустом -
3 четверть Варианты диктантов и грамматических заданий
Снеговик
Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий пушистый снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. На земле лежит толстый снежный покров. Ребята выбежали на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!
Грамматические задания
- Выписать из текста по 1 слову с безударной гласной в корне, с парным согласным в корне, с непроизносимой согласной в корне, которые проверяются ударением, указать проверочное слово.
- Записать и разобрать по составу слова
1 вариант Берёзка, подорожник, капуста.
2 вариант Ягодка, подберёзовик, помидоры.
- Образуй однокоренные слова от данных слов с помощью приставок. Выдели приставки.
1 вариант Лететь, …
2 вариант Ходить, …
На рыбалке
Мы стали жить на берегу Волги. Зимой река замёрзла. Рыбаки собрались на лёд ловить рыбу. Рыбак Андрей взял с собой сынишку Ваню. Далеко выехали рыбаки. Сделали во льду ямки и спустили в воду сети. Светило солнце. Всем было весело. Ваня был очень рад. Он помогал выпутывать из сетей рыбу. Рыбы наловилось много.
Грамматические задания
- Укажите части речи …
1 вариант – в первом предложении
2 вариант – в десятом предложении
- Подчеркните в тексте собственные имена существительные
- * Запишите одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, по 2 слова.
На речке
Владимир жил в тайге. Сторожка стояла на берегу реки Краснуха. Кругом тишь. За много лет Вова изучил эту местность. Он хорошо знал всех обитателей. У берегов тихо шуршал камыш. В его зарослях каждую весну строили свои гнёзда утки. Вот появились и первые утята. Рано утром мать выводила их на берег. Малыши щипали нежную травку. Мать была довольна.
Грамматические задания
- Подчеркни грамматическую основу
1 вариант – 6 предложения ( У берегов тихо шуршал камыш)
2 вариант – 9 предложения ( Рано утром мать выводила их на берег)
- Определи падеж и род у имён существительных
1 вариант – первого предложения ( Владимир жил в тайге)
2 вариант – десятого предложения ( Малыши щипали нежную травку)
- 1 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только в единственном числе
2 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только во множественном числе
1 полугодие
1. ) К ДИКТАНТУ
ВАРИАНТЫ ДИКТАНТОВ
Диктант 1.
Дом был полон чудесными предметами. На стенах
висели древние картины в тяжелых рамах. Низкие шкафчики на львиных лапах
сверкали золотыми переплетами книг с прекрасными иллюстрациями. На хрустальных
полках стояли фарфоровые чашки, прозрачные, как яичная скорлупка. С диванчиков
смотрели грустными глазками прелестные куклы. Столы, стулья, диваны в этих
небольших комнатках были одного стиля, и от всего веяло какими-то дорогими
воспоминаниями. (59 слов)
Задания
1. Выпишите из второго предложения имена
прилагательные и сделайте их фонетический разбор.
2. Выпишите из четвёртого предложения имена
прилагательные и напишите их транскрипции.
3. Выпишите из третьего предложения слова с
приставками и разделите их на части для переноса.
4. Выпишите слова с сочетаниями ЧК-ЧН, НЩ-ЩН.
5. Выпишите из первого предложения имя
прилагательное, подберите к нему три однокоренных слова. Разберите слова по
составу.
6. Выпишите по два слова со следующими
орфограммами: непроверяемые безударные гласные, проверяемые безударные гласные,
парные по глухости-звонкости в слабой позиции, непроизносимая согласная или
сочетание СН. Там, где это, возможно, напишите проверочные слова.
7. Сделайте синтаксический разбор второго
предложения.
8. Выпишите из пятого предложения все возможные
словосочетания.
9. Подберите к предпоследнему слову второго
предложения два антонима.
10.
Подберите
сравнения: лёгкий, как … .
11.
Озаглавьте текст
Диктант 2
Чудесная ёлка.
Идёт мелкий снежок. Пушистые
хлопья снега легли на сухую травку
и деревья. На поляне стояла молоденькая стройная ёлочка.
Ребята решили украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягодки рябины. К нижним веткам прикрепили морковку.
Под ёлку положили кочан капусты.
Утром над ёлкой кружилась стайка птиц. Вечером прибежали два
зайца. Они угощались вкусным ужином.
Грамматические задания
Выписать из текста 3 слова с
безударной гласной в корне, которая проверяется ударением, указать
проверочное слово.
Записать и разобрать по составу слова
1 вариант Кормушка,
прилёт, подводники
2 вариант Сахарница,
заход, заморозки
*К данным словам подобрать и
записать антонимы с приставками, приставку выделить.
1 вариант Продавать -…..,
выходить -……
2 вариант Помолчать ….,
приехать- ….
Диктант 3
КОРМУШКА
Зима. Стоит чудесный денек. Ребята сделали для птиц кормушку,
насыпали хлебных крошек и повесили ее на березу. Для синиц они привязали на
дерево кусочки сала.
К кормушке подлетели снегири, воробьи, голуби. На ветку березы сели прелестные
птички. На голове черная шапочка. Спина, крылья, хвостик и головка синие. Это
синицы. Радостно им иметь хороших друзей. (60 слов)
Выполните задания
Вариант I
Запиши слова в 3 столбика:
1) слова с орфограммой в приставке;
2) слова с орфограммой в корне;
3) слова с орфограммой в суффиксе.
Полеты, поляна, звездный, ключик, жучок, шелк, подъем, отставил,
сказка, зайчонок.
Вариант II
Запиши слова в 3 столбика:
1) слова с орфограммой в приставке;
2) слова с орфограммой в корне;
3) слова с орфограммой в суффиксе.
Помыл, зимой, вкусный, замочек, мышонок, шорты, подъехал, отклеил,
пробка, бычок.
К кормушке подлетели снегири, воробьи, голуби. На ветку березы сели прелестные птички. На голове черная шапочка. Спина, крылья, хвостик и головка синие. Это синицы. Радостно им иметь хороших друзей. (60 слов)
2. ) ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
(примерные задания)
1. Сделай фонетический разбор слова олень.
2. Разбери по составу слово побелка.
3. Спиши предложения, отметь в них грамматические основы.
Весь месяц льют дожди.
Снизу вверх по травинке выполз кузнечик и застрекотал.
Мой дед – рыбак.
4. Выпиши вопросы, на которые отвечает
-
дополнение;
- обстоятельство:
- определение
Каких? где? от кого? чей? откуда? когда? к кому? чем? куда? зачем?
какие? о чем? о ком? о какой? почему? какое? как? к чему? кем? чего?
5. Подчеркни все
члены предложения.
Яркая молния на мгновение озарила лес, поле и речку.
Жёлтая, красная, оранжевая листва кружилась в воздухе.
6 (дополнительное).
Выпиши предложения с однородными второстепенными членами. Рядом запиши эти
предложения при помощи кружков.
Миша заболел, но быстро поправился.
По утрам густой туман покрывал и лес, и скалы, и ближайшие острова.
В лесу росли пихты, ели и березы.
Цветы пахли не резко, а нежно.
На экскурсию поедут ученики и родители.
Сухие листья дрожали на ветках, опадали, кружились в воздухе.
2 класс
ГОТОВИМСЯ К ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
- Отметь слово, в котором второй звук - мягкий согласный.
- ужин
- сцена
- олени
- пень
- коньки
- Отметь два слова, в которых все согласные звуки звонкие.
- ветерок
- огонь
- чародей
- цилиндр
- замок
- ягода
- Отметь два правильных утверждения о звуковом составе слова ягода.
- первый гласный безударный
- первый звук мягкий согласный
- 5 звуков, 5 букв
- есть три одинаковых гласных звука
- 4.Отметь два правильных утверждения о корне слова.
- В корне выражено основное значение слова.
- У родственных слов корень имеет разное значение.
- Общая часть родственных слов называется корнем.
- Корень - изменяемая часть слова
- 5.Отметь группу родственных слов.
- осенний, осень, оса, осиный
- соль, солнечный, солёный, посолить
- грусть, грустно, загрустил, грустный
- 6.Отметь два слова, состоящие из корня, суффикса и окончания.
- книги
- ножка
- речка
- крики
- походка
7.Ребята, вспомните формы одного слова и однокоренные слова
8. Отметь слово, которое является проверочным в данной группе слов.
- вода
- водичка
- водный
- водяной
9. Ребята, повторите словарные слова с безударной гласной а, о в корне слова
ТРЕНАЖЁРЫ и игры УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
Тренажёры по русскому языку
Мягкий знак - показатель мягкости ЗДЕСЬ
Собери слова ЗДЕСЬ
Перенос слов ЗДЕСЬ
Какими буквами обозначается звук й' ЗДЕСЬ
Потренируйся в написании словарных слов ЗДЕСЬ
Комментариев нет:
Отправить комментарий